Способность вести разговор — щедрый подарок эволюции, без которого человека разумного вообще бы не существовало. Но, как это обычно бывает, на самые важные вещи мы почти не обращаем внимания, и в итоге получаем всевозможные нарушения речи у малы шей. Детский лепет — это ведь не только симпатичное звукоизвлечение, но и начало большого болтливого пути, пройти который надо так, чтобы потом не было мучительно трудно подбирать слова.
Порядок слов
Развитие речи проходит в несколько этапов. Подготовительный период (до 1-1,5 лет) называется довербальным, то есть дословесным. С рождения малыш владеет двумя мощными инструментами — криком и плачем, с помощью которых он не только доводит родных до бессонницы, но и тренирует голосовые связки и легкие. Благодаря беспрестанным упражнениям младенец учится гулить, затем лепетать, а к 1-1,5 годам осваивает первые слова.Второй этап — становление активной речи (1-3 года). Это время накопления словарного запаса. Усвоенные малышом сочетания букв, как правило, используются не по делу. К примеру, одно и то же слово может применяться для самых разных нужд. Скажем, возглас "Каша!" — это и "Есть хочу", и "Каша холодная и невкусная", и даже "Покормите собаку, потому что мне нравится смотреть, как она ест". Понять, что именно ребенок имел в виду, может только родственник — и то, учитывая жесты крохи, его мимику и ситуацию, в которой прозвучало слово. Если в этот период малыш говорит мало, но делает это с каждым разом все правильнее, — волноваться не о чем: значит, мозг ребенка вполне успешно обрабатывает получаемую извне информацию.
В результате усиленной умственной работы к 3 годам начинающий болтун должен усвоить около 1000 слов и научиться "слегка ориентироваться" в началах грамматики (некоторые падежи, отличие единственного числа от множественного, склонение и спряжение глаголов). Этап становления связной речи — время активнейшего вербального развития: наконец-то ребенок готов к тому, чтобы полноценно общаться и таким образом познавать мир. Владение словом становится все более тонким, балаболка начинает разбираться в языковых нюансах — синонимах, антонимах и подтекстах. Не игнорируйте первые детские попытки рассказывать анекдоты, построенные на игре слов: пусть они кажутся вам совсем несмешными, главное в другом — такие шутки означают, что речь наследника развивается правильно. В этот период улучшается фонематичеекий слух (то есть восприятие разных звуков) и формируется дикция. Ребенок учится контролировать свой речевой аппарат — он уже может сознательно переходить с крика на шепот и правильно ставить ударения в словах. Важная особенность этапа становления — так называемая эгоцентрическая речь, когда дети беседуют сами с собой. Допустим, ребенок подходит к столу, смотрит на вазочку с печеньем и строго наказывает: "Нет, низзя, не трогай!" Или откровенно заявляет: "Возьму, а маме не скажу". Не пугайтесь, с малышом все в порядке — это не только нормально, но и полезно: основная задача таких мини-монологов — научиться осознавать и планировать собственные действия. Именно так зарождается внутренний голос человека — голос его совести, ну или бессовестности — как получится.
К 7 годам в активе ребенка должны быть:
* чистая дикция; словарь из 3000-4000 слов;
* знание переносных значений слов, антонимов, синонимов, обобщающих слов;
* умение строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
* умение вести диалог;
* монолог и контекстная речь, то есть способность без подсказок рассказать отвлеченную историю, состоящую из 40-50 предложений.В нелегком деле развития речи дети и родители сталкиваются с кучей проблем. Рассмотрим основные.
Д-д-дикцияЗа образцово-показательные "дрова на траве двора" отвечают одновременно язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие и, как недавно выяснили ученые, мелкая моторика. К школе ребенок должен не только правильно произносить звуки и ставить ударения, но и управлять интонацией: говорить тише и громче, медленнее и быстрее, веселее или печальнее. Чтобы не отягощать жизнь будущего первоклашки еще и общением с логопедом, заранее развивайте дикцию малыша с помощью игр и упражнений.
Работа над ошибками
Настроить артикуляционный аппарат самым маленьким говорунам помогут простые задания, которые и на уроки-то не похожи: показать маме язык, подуть на одуванчик, сыграть в сороку-воровку на пальчиках. Детям постарше подойдут скороговорки — они с успехом заменят камушки, которыми набивал рот Демосфен, чтобы стать великим оратором. Постарайтесь донести до чада: смысл не только в том, чтобы произносить слова быстро, важно еще и максимально четко выговаривать каждый звук. Классика жанра:Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола — колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.Фонематическое восприятие развивает игра в звуки. Вы называете слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким продолжается и каким заканчивается. Если малыш легко справляется с этим заданием, переходим к усложненному варианту. Пусть говорун сам припоминает слова, где, скажем, звук "а" был бы посередине или в начале. Не забывайте работать над интонацией. Например, с читающим ребенком можно озвучивать по ролям сказки: тоненьким голоском хитрой лисы, умасливающей Колобка, или суровым басом злого волка, пугающего поросят. Изображая разнохарактерную лесную братию, наследник и развлечется, и потренируется. Другие варианты упражнений — чтение стихотворений (непременно с выражением), пение, в том числе и караоке, участие в представлении кукольного театра или домашнем спектакле.
Словарный запас зависит от языковой среды, в которой растет ребенок, поэтому речь, звучащая вокруг малыша, должна несколько опережать его развитие.Золотой запас
Дефекты дикции часто бывают вызваны физиологическими причинами — к примеру, неправильным прикусом или слишком длинной/короткой уздечкой. А вот словарный запас в основном зависит от языковой среды, в которой растет ребенок, поэтому речь, звучащая вокруг малыша, должна несколько опережать его развитие. Дети любопытны — это научно установленный факт, так что новые слова им крайне интересны. Недаром крохи иногда обижаются на сюсюкающих взрослых: им же так хочется выглядеть большими, а как это сделать, если с тобой разговаривают, будто ты идиот?!Работа над ошибками
Обогащать словарный запас чада можно в любое время и в любом месте. На прогулке в парке показывайте и называйте ребенку разные цветы и деревья. В поликлинике расскажите, какие бывают доктора и что они лечат. Попросите папу просветить наследника по части автомобилей и прочей техники, а бабушку — по вопросам кулинарии или политики, если она у вас пассионарий.Чтение и прослушивание аудиокниг — пассивная форма расширения словарного запаса. Разумеется, время от времени нужно переходить к новым сказкам с незнакомыми словами. Хорошо еще попутно задавать вопросы, дабы убедиться, что ребенок понимает, о чем, собственно, речь.
Существует масса игр на расширение словарного запаса. Например, "Шаги": участники встают рядом в 8-10 шагах от ведущего-взрослого и все вместе выбирают тему — "горячее", "круглое", "птицы", "вежливые слова" или "части тела". Каждый игрок может сделать шаг в сторону "воды", только сказав слово, подходящее по теме, причем повторять за соперниками нельзя.
Языковой нюх
Наша речь подчиняется не только логичным правилам, но порой и необъяснимым традициям. Чтобы разобраться, что к чему, необходимо языковое чутье. Почему, к примеру, "велосипедист" и "водитель", а не "водист" и "велосипедитель"? Почему нельзя сказать "щенок коровы"? Почему "класть", а не "ложить"? Ребенку нужно разобрать тысячи примеров правильного и неверного словообразования и словоупотребления, чтобы начать чувствовать язык.Работа над ошибками
Самое простое, что можно сделать для развития языкового чутья, — последовательно и терпеливо ловить болтунишку на ошибках и спокойно объяснять ему, как нужно говорить, а главное — почему (если, конечно, причина вообще есть). Очень полезно приводить примеры, как "не надо". Помогут и игры — допустим, "Что бывает...". Выберите простое прилагательное. Скажем, "холодный". Или "острый". Обратитесь к малышу с вопросом: "Холодным бывает лед. А еще что бывает холодным? Острым бывает нож. А что еще?" Нет вариантов — предлагайте свой (скажем, мороженое, иголка). И объясняйте, почему, например, версия "ежик" не подходит. Ежик ведь не острый, а колючий. Аналогичная игра — "Что можно делать с...". Скажем, воду можно выливать или выпаривать, а вот бросать или жарить ее не получится. Поможет и игра во множественное число. Вы приводите пример: "ключ" — "ключи", — а потом быстро произносите, допустим, "стол", и ребенок должен ответить — "столы", "мяч" — "мячи" и так далее. Когда малыш натренируется, ускоряйте темп и предлагайте слова посложнее ("стул" — "стулья", "дерево" — "деревья").
У аппарата!В нежном возрасте у крохи одна забота — вообще хоть что-нибудь сказать. Так что о поддержании светской беседы не может быть и речи. Что уж говорить о телефонных разговорах! Проблема тут и в концентрации внимания, и в содержании диалога. Кроме того, детям пока еще сложно управляться с местоимениями, вопросами и типичными для живого общения формами — неполными предложениями и жуткими с точки зрения здравого смысла конструкциями "Ну вот, буду я еще тебя слушать!" или "Да нет, нельзя".
Работа над ошибками
Основная сложность с телефоном заключается в том, что взрослые обычно не знают, о чем можно спросить 2-3-летнего малыша. В итоге мамы-папы-бабушки говорят сами, а дитятке остается только слушать. Чтобы избежать ситуации "немой на проводе", заранее обсудите со звонящим взрослым его вопросы к ребенку. Пусть поначалу на них можно будет ответить только "да" или "нет", главное, чтобы диалог все-таки состоялся.В непосредственном общении почаще спрашивайте наследника обо всем на свете — не только же ему вас мучить: живо интересуйтесь личной жизнью игрушек и подвигами сказочных героев. Отличная игра-диалог — "Мы поехали на бал". За этим занятием можно с пользой проводить время в транспорте или очередях. Договоритесь с ребенком "да и нет не говорить", "черное и красное не называть". А теперь по очереди задавайте друг другу каверзные вопросы, отвечая на которые придется выкручиваться и как-то обходиться без запретных слов.
Рассказ про это
Даже если в умении вести диалог ваш ребенок перещеголяет стенд-ап-комика, это вовсе не значит, что с той же легкостью он справится с рассказом по картинке "Дети, играющие со щенком". Рассказ, то есть монологовая форма речи, подчиняется более строгим законам, ведь историю нужно рассказывать законченными предложениями, а жаргонизмы и слова-паразиты тут недопустимы. Самая простая форма монолога (с ней справляются и трехлетки) — описание, то есть перечисление всего, что происходит одновременно: дети смеются, дерево растет, щенок играет. Повествование — более сложная форма — требует умения расставить события по порядку. Например, "щенок поймал свой хвост, и дети засмеялись". Ну а самое заковыристое — это рассуждение: тут уже нужно понимать связь между событиями ("дети улыбаются, потому что щенок смешно бегает по кругу"). Для составления таких рассказов требуется знание частиц и союзов типа "то-то", "несмотря на" или "так как", которые малышам обычно не даются, из-за чего мы получаем монолог в стиле: "Он — это! А они — того! Ого-го-го!"
Большинству детей сегодня легче выучить текст наизусть, чем пересказать его своими словами.
Работа над ошибками
"Шквал вопросов". Просить ребенка рассказывать, что он видит на картинке, можно с 3 лет (само собой, рисунок должен быть ярким и сюжетным). Готовьтесь к тому, что поначалу наследник попытается отделаться неуверенным перечислением предметов: "Качели, скамейка, собака, человек". Ваша задача — вытянуть из ребенка как можно больше информации, задавая вопросы: кто? где? когда? и почему? Если упражнение начинает напоминать допрос партизана, игру лучше на время прекратить."Письмо другу". Тем, кто уже немного владеет письмом, предложите поиграть в переписку (во благо мелкой моторики и хорошего почерка лучше выводить буквы от руки, а не печатать на компьютере). Договоритесь с бабушками и дедушками, чтобы они прилежно отвечали на послания внука, а для большей мотивации пусть вкладывают в конверт мелкие подарки.
"Что бы это значило?". Загадки и ребусы придуманы не для того, чтобы смущать знакомых вопросом "Туда-сюда-обратно — тебе и мне приятно. Что это такое?" (Ответ: качели.) С их помощью развивается логическое мышление ребенка, он усваивает такие приемы, как анализ, синтез, дедукция, учится обосновывать свои выводы и мыслить образно. Так что не хихикайте попусту, а лучше объясните малышу, что за девица сидит в темнице и почему груша похожа на лампочку. Если загадок не хватает, играйте в "Белиберду". Вы, например, говорите: "Сначала мы ложимся спать, а потом едим суп" или "Сперва кошка мяукает, а затем взлетает" — задача наследника опровергнуть эти ложные утверждения.
На себя посмотрите
Чтобы речь малыша развивалась правильно, недостаточно без устали вылавливать словесных блох из его болтовни. Мамы и папы, прислушайтесь к тому, как говорите вы и другие взрослые из окружения ребенка! Если обнаружите что-то из списка "нон грата", старайтесь поскорее исправиться, чтобы впредь подавать наследнику только хороший пример.
Разговоры на повышенных тонах. Причин тому может быть множество — и напряженная обстановка в семье, и глуховатая бабушка, до которой не докричишься, но итог, увы, один: малыш не умеет говорить тихо.
Неправильные ударения. Русский язык преподносит массу сюрпризов: если в чем-то не уверены, проверяйте себя по словарям. В противном случае "договор" и "торшер" станут пожизненной вредной привычкой.
Слова-паразиты. И интеллигентное "так сказать", и просторечное "как бы" привязываются как банный лист и подменяют собой массу важных слов и выражений. Жаргонизмы и нецензурные выражения. Можно двадцать раз повторить при ребенке "Не будет ли любезен многоуважаемый джинн?" и всего один раз не сдержаться, долбанув молотком по пальцу, — и, будьте уверены, дитя запомнит исключительно крепкое словечко.
Снижение уровня речи. В 3 года ребенок вполне понимает фразу "Я боюсь собаку", поэтому беседовать с ним в духе "Тяф-тяф бо-бо" — значит замедлять и речевой прогресс, и умственное развитие в целом.О чем речь?
Учителя отмечают, что сегодня большинству детей легче выучить текст наизусть, чем рассказать его своими словами или написать по нему изложение. Ничего удивительного! Пока голова не забита лишними знаниями, проще заучить рассказ, будто бы сфотографировав буквы, а вот пересказывать его — все равно что придумать самостоятельно: нужно подобрать собственные слова и суметь сложить их друг с другом так, чтобы получилось складно и понятно. Поэтому не требуйте от ребенка связной истории с первого же раза. Пусть учиться этому постепенно: сначала просите дополнить начатую фразу "Уродилась репка..." (большая-пребольшая), потом переходите к наводящим вопросам: "Кто первым тянул? Кто последним?" Конечно, чем больше история нравится малышу, тем успешнее он справится с этим упражнением.Пик развития речи — сочинение и публичное изложение собственных историй (например, эпическое сказание о том, как ваше семейство провело лето). Если ребенок успешно справляется с этим трудным делом — значит, его можно смело отправлять в первый класс. Букеровская премия не гарантирована, но с учебой проблем быть не должно.
Елизавета Пономарева
Статья предоставлена журналом "Mamas&Papas", № 6, 2010