Новый налог на жилье приведет к 20-кратному росту цен
Введение нового налога на недвижимость может привести к резкому росту стоимости содержания жилья – от 10 до 20 раз, говорят специалисты Минфина, знакомые с идущими сейчас разработками соответствующего законопроекта. Предположительно, новый налог будет введен в России не раньше, чем через 2 года - в 2013 году. В настоящее время Минэкономразвития и Минфин согласовывают план новой реформы.
Налог будет рассчитываться от рыночной стоимости жилья, а оценкой недвижимости выразила готовность заняться налоговая служба. «Революционная» методика оценки пройдет сначала «обкатку» в нескольких регионах страны.
Налог на недвижимость должен заменить существующие налоги на землю и на имущество. Оценка БТИ, которая изначально была далека от реальной стоимости, канет окончательно в Лету, сказали ВЗГЛЯДу в Минэконоразвития, которое получило еще в прошлом году задание главы кабинета Владимира Путина отработать методику нового налога. Власти планируют сделать эти сборы основой для региональных бюджетов.
До конца 2012 года правительство должно внести в Госдуму поправки в Налоговый кодекс. Таким образом, налог будет введен, по всей видимости, не ранее 2013 года.
Оценивать жилье по новой методике будут независимые оценщики, а контролировать - Росреестр. С другой стороны, взять «все в свои руки» намерена также Федеральная налоговая служба (ФНС). «Логика такая: оценка нужна прежде всего ФНС для проверки правильности исчисления налога - пусть ФНС ею и занимается», сообщает издание.
Главный вопрос, который, безусловно, станет «больным» для всех россиян – это ставка налога на недвижимость. Пока с этим ясности нет. Если сохранится прогрессивная шкала, действующая для налога на имущество, платеж может вырасти более чем в 100 раз, говорят эксперты. В Москве рыночная стоимость новых домов отличается от оценки БТИ от 30% до 2 раз, а очень старых - до 1000 раз.
Реальность сегодня такова, что по оценке БТИ стоимость квартиры в центре города практически не отличается от аналогичного жилья где-нибудь в Бибирево, но вследствие реформы налог на более качественное жилье может вырасти в разы, а на дешевое стать меньше.
Специалисты, участвующие в разработке реформы, конфиденциально сказали ВЗГЛЯДу, что власти не стремятся «зафиксировать налог на его нормальной рыночной ставке, так как подобное удорожание грозит социальными конфликтами. Но, с другой, жилищный налог должен соответствовать реальной цене квартиры. Как будет решена эта дилемма – пока не ясно. Аналитики рынка отмечают, что вполне вероятно, что сумма содержания , например, типовой 3-комнатной квартиры в кирпичном доме возрастет с нынешних 3,5-4 тыс. рублей до 65-80 тыс. рублей в год.
«Действительно, еще год назад чиновники говорили о том, что во главу угла они ставят социальную справедливость, чтобы богатые платили за жилье больше бедных, - говорит ВЗГЛЯДу гендиректор аудиторской столичной компании Владимир Шинкарев. – Идея правильная, но новый налог на жилье должен быть введен после принятия закона на роскошь, который депутаты Госдумы в среду в очередной раз «прокатили». Любопытно, что главным аргументом против этого проекта стало то, что до сих пор никто не может сказать, где эта самая роскошь начинается, от какой суммы надо «плясать». Если учесть, что предполагалось взимать налог и на те же рублевские дворцы, то становится не ясным, как это согласуется с введением налога для более бедной, т.е. основной, части россиян».
Некоторые эксперты говорят, что для того, чтобы избежать социальных волнений, следует ввести налоговый вычет, исходя из нормативов жилья на человека. В противном случае многие, например, пенсионеры, живущие в хороших квартирах, просто не смогут их обслуживать. И это при том, что уже сегодня коммунальные платежи «съедают» до 70% их мизерных доходов.
Как уже сообщал ВЗГЛЯД, законопроект о введении единого налога на недвижимость был принят Госдумой РФ еще 5 лет назад, но потом документ «завяз» в согласованиях между министерствами, а затем случился кризис, и вопрос сам собой был отложен до «лучших времен». Они и наступили, судя по сегодняшней активности министерств.
Один из разработчиков документа, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин, сообщил, что предполагается взимание налога с физических лиц за владение зданиями, сооружениями (как жилыми, так и нежилыми) и земельными участками. Организации будут платить этот налог только за жилые помещения и земельные участки, поскольку налог на имущество для юридических лиц сохранится.
Авторы нового налога утверждают, что малообеспеченные граждане «законом обижены не будут», так как ветераны, инвалиды, пенсионеры и военнослужащие получат налоговые вычеты, и их не «должно беспокоить повышение фискальных тарифов».
Что касается «богатых» россиян, владеющих большими площадями жилья или несколькими объектами недвижимости, то будет ли введен для них специальный коэффициент – чем больше «лишних» метров, тем выше ставка налога – этот вопрос специалисты министерств пока обходят стороной.
В то же время в Минфине не скрывают, что введение нового налога преследует одну ясную цель – повысить сбор средств в казну государства. На сегодняшний день, как сказали ВЗГЛЯДу с министерстве, все налоги на имущество и жилье граждан не превышают 5-7% от общего объема поступлений в бюджет. При этом доля физлиц оценивается в 2%, организаций и компаний – в 79%, налог на землю - 19%.
«У властей есть и всегда будет стремление собрать налогов больше, а сейчас вопрос пополнения бюджета стоит как никогда остро, - заявляет ВЗГЛЯДу аналитик Олег Трунов. – В этой связи велика вероятность того, что налоговые ставки возрастут для большинства граждан, а не только для «богатых» и «очень богатых» собственников дорогой недвижимости».
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты согласны с тем, что сегодня налогооблагаемая база налога на имущество физических лиц минимальна и не соответствует реальной ситуации на рынке жилья, так как инвентаризационная стоимость недвижимости по БТИ, с которой и происходит исчисление налога, намного меньше ее реальной стоимости. Но не будет ли перекоса в другую сторону, не могут ни аналитики, ни сами разработчики из Минфина.
«Однако, категория «рыночная оценка» далека от идеала, так как это категория не константа, а величина, которая находится в постоянном изменении, - считает Владимир Шинкарев. – Как будет изменяться налоговая ставка при снижении или повышении стоимости квадратных метров и насколько быстро будет происходить переоценка налоговых отчислений гражданами – это «тайна великая есть». Ясно одно – при всей неповоротливости государственной машины следить и менять даже раз в год ставки налога она будет не в состоянии. Значит, при всем желании не обидеть малообеспеченных, без «перегибов» не обойдется. А то, что платить придется намного больше – это уже факт».
Любопытно, что многие столичные риелторы считают, что появление в России единого налога на недвижимость может привести к результатам, неожиданным для власти, а именно – к сокращению числа сделок по купле-продаже, что только усугубит сегодняшнюю сложную ситуацию на рынке жилья. Покупатели среднестатистического жилья при приватизации, покупке и даже простом обмене квартир будут соизмерять, во сколько обойдется им жилье с точки зрения налогообложения, а, значит, на неопределенное время многие просто будут вынуждены снова отложить свой личный «квартирный вопрос».
С другой стороны, говорят риелторы, новый налог сделает менее привлекательными покупки квартир в инвестиционных целях, что может способствовать снижению цен на жилье в целом.
Безусловно и то, что от этого выиграют арендодатели квартир, которые поднимут цены как минимум ровно на стоимость налога.