СКАЗАНИЕ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ

Муромский князь Петр и его жена Феврония жили, как сообщает летопись, в начале XIII века. Они оставили по себе настолько добрую память, что после смерти их стали почитать как святых. Сначала - только в Муромских землях, а позже - по всей Руси.Клику общерусских святых Петр и Феврония были причислены в середине XVI века. Тогдаже известный церковный писатель Ермолай-Еразм на основе сказаний, бытовавших в народе, написал "Повесть о Петре и Февронии". Заканчивая повествование, Ермолай-Еразм говорит: "Написал отом, что слышал, не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня".Хотя "Повесть о Петре и Февронии" имеет подзаголовок "житие", она очень отличается от традиционных произведений житийной литературы и напоминает - и по сюжету, и по образному строю - народную сказкаПоэтому митрополит Макарий, крупный церковный и культурный деятель XVI века, составивший Великие Четьи Минеи - собрание житий святых, не включил в них житие муромских святых, а в "Словаре святых, прославленных в Российской церкви", изданном в 1862 году, говорится: "Подробности жития благоверного князя Петра и супруги его неизвестны".

Признавая существование святых Петра и Февронии, церковь отрицала достоверность сказания о них. Но внароде оно бьио очень популярно, фольклористы записывали его варианты от народных сказителей вплоть до середины XX века.В сказании говорится, что у князя Петра был старший брат Павел, который княжил в Муроме и имел красавицу-жену.Подьявольскому наущению повадилсялетатькмшодойкнягине крылатый змей и принуждать ее к блуду но когда его мог увидеть кто-нибудь другой, принимал облик князя Павла.Рассказала княгиня о своей беде мужу. Опечалился князь Павел, стал думать, как избавить жену от напасти, как извести проклятого змея. Нелегко было это сделать: ведь в змее был заключен сам нечистый дух. Долго думал князь, да так ничего и не придумал.Тогда сказал он княгине: "Выведай у змея, какой смертью суждено ему умереть.

Если я буду об этом знать, то смогу избавить тебя и от его дыхания, и от шипения, и от прочей мерзости, о которой и говорить-то смрадно".Княгиня послушалась мужнина совета. Когда прилетел к ней змей, оплела его льстивыми речами и как бы невзначай сказала: "Все-то тебе ведомо! Верно, знаешь ты и о том, какова будет твоя кончинаиотчегоона приключится?"Змей, великий обманщик, на сей раз сам обманулся и открыл княгине свою тайну: "Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча".Крепко запомнила княгиня змеевы слова и пересказала их мужу.Князь подумал: "Не о брате ли моем Петре говорил змей?"Позвал он брата к себе и поведал ему о своей догадке. Молодой князь Петр был храбр и не усомнился, что именно ему суждено одолеть змея.Но прежде надо было раздобыть Агриков меч.Знал князь Петр, что жил некогда на свете Агрик-богатырь, владевший чудесным мечом, но не ведал, где этот меч теперь.Пошел князь Петр в дальнюю, загородную, церковь, которую особенно любил, и стал там в уединении молиться.Вдруг явился перед ним ангел в образе отрока и сказал: "Князь, я укажу тебе, где скрыт Агриков меч. Иди вслед за мной".Привел отрок князя Петра в алтарь этой церкви и показал, что в алтарной стене между камнями есть широкая щель. А в глубине ее лежит меч.Взял Петр чудесный меч, пошел в дом своего брата и стал ждать дня, когда прилетитзмей.Однажды беседовал князь Петр с братом в его покоях, а потом пошел поклониться княгине. Заходит в княгинин терем и видит: сидитрядом с княгиней князь Павел. Подумал Петр: "Какже успел брат придти сюда раньше меня?"Вернулся он в покои брата - а браттам. Понял Петр, что видел у княгини змея. Сказал Петр князю Павлу: "Никуда отсюда не выходи, а я пойду биться со змеем, и с Божьей помощью одолею его!"Взял он Агриков меч и снова пошел к княгине. Так опять увидел он Павла, но зная, что это не он, а змей, поразил его мечом.В тотже миг принял змей свое истинное обличье, затрепетал в предсмертных судорогах - и издох, окропив князя Петра своей кровью.От поганой змеиной крови покрылось тело молодого князя язвами и струпьями, тяжко занедужил князь Петр.

Стали лечить его лекари и знахари, но ни один не смог исцелить.Прослышал князь Петр, что есть искусные лекари в соседней Рязанской земле, и приказал отвезти себя туда.Вот прибыл недужный князь в Рязанскую землю и послал своих дружинников искать лекарей.Один молодой дружинник завернул в деревню под названием Ласково. Поднялся на крыльцо крайнего дома, вошел в сени - никого там не встретил. Зашел княжеский дружинник в избу и видит: сидит за ткацким станом девица, ткет полотно, а на полу перед ней заяц пляшет, ее забав-ляючи.Увиделадевица княжьего дружинника и, смутившись, сказала: "Беда, когда двор без ушей, адом без очей!"Подивился дружинник непонятным речам и сказал: "Выслушал я тебя, девушка, а ни слова не понял".Усмехнуласьдевица: "Чегож тутнепонять?Ушидвора -собака. Услыхала бы она тебя и залаяла. Очи дому - ребенок. Увидел бы он из окошка, что ты идешь, и мне бы сказал. А так застал ты меня за работой да в будничном платье".Дружинник спросил девицу, где ее домашние.Девица ответила: "Отец вместе с матерью ушли взаймы плакать, а брат в лесу под ноги глядит да смерть свою видит".Того пуще удивился дружинник, а девушка пояснила: "Отец с матерью ушли на похороны, по покойнику плакать. А когда за ними смерть придет, то другие станут оплакивать их. Стало быть, сейчас они плачут взаймы. Брат добывает мед диких пчел из дупел на высоких деревьях, он сейчас в лесу взобрался на дерево и вниз поглядывает, как бы не упасть. Аесли упадет туда, куда смотрит, то приключится ему верная смерть".Сказал княжий дружинник: "Вижу я, что премудрая ты девица. А как твое имя?"Ответиладевица: "Имя мое Феврония".Рассказал княжий дружинник Февронии, что прибыл в Рязанские земли недужный князь Петр, надеясь на исцеление, и спросил, не знает ли она, где найти искусного лекаря.Феврония ответила: "Вели привезти твоего князя сюда.

Если он смиренен и мягкосердечен, я исцелю его".Святые Петр и Феврония Муромские. Прорись иконыПривезли князя Петра к мудрой деве.Сказал ей Петр: "Если ты и вправду исцелишь меня, то я награжу тебя великим богатством".На это Феврония ответила: "Богатства мне не надобно. А лучше пообещай, князь, что, если я тебя исцелю, ты возьмешь меня в жены"Петр подумал про себя: "Не бывало такого, чтобы князь женился на дочери простого мужика!" Но Февронии сказал: "Обещаю исполнить все, что ты хочешь".Феврония зачерпнула в малую посудину хлебной закваски, подула на нее и велела княжьим слугам: "Истопите для князя баню, и пусть помажет он этим зельем все свои язвы и струпья, все, кроме единого".Слуги стали топить баню. Акнязь решил испытать мудрость Февронии. Послал он к ней своего слугу с пучком льна и велел передать, что хочет-де князь, чтобы, пока он моется в бане, девица из того льна соткала полотно и сшила для него рубаху, порты и полотенце.Выслушала Феврония княжьего слугу, взяла лен, а в обмен дала березовую щепку и сказала:" Пока я буду лен расчесывать, пусть твой князь сделает из этой щепки ткацкий стан, чтобы было мне на чем ткать полотно".Слуга передал князю ответ Февронии, и князь подумал: "Воистину, мудра эта девица!"Вот пошел князь париться в баню. Смазал свои язвы и струпья хлебной закваской, что дала Феврония, и тут же стал здоров.Тело его опять было чисто и гладко, как прежде; остался лишь один струп, который он не стал мазать, как велела мудрая дева.Но князь, исцелившись, не исполнил своего обещания, не захотел взять незнатную девицу вжены.

Он вернулся ксебе в Муром, а Февронии, вместо сватов, послал богатые подарки.Однако Феврония подарков не приняла.Недолго радовался князь своему исцелению: вскоре оттого струпа, что остался на теле, пошли во множестве другие язвы - и расхворался князь пуще прежнего.Со стыдом вернулся Петр к Февронии и стал просить еще раз исцелить его, твердо пообещав взять мудрую деву в жены. Феврония, не держа на князя зла, снова приготовила зелье, и князь исцелился.Петр тут же обвенчался с Февронией, и они отправились в Муром.Спустя недолгое время старший брат Петра Павел скончался, и Петр унаследовал княжий престол.Но неспокойным было его княжение. Муромские бояре невзлюбили молодую княгиню из-за ее низкого рода - и задумали разлучить ее с мужем. Стали они наговаривать Петру на Февронию.Вот говорят бояре князю: "Государь, твоя княгиня не умеет себя за столом держать: прежде, чем встать из-за стола, собираетхлебные крошки в горсть, будто голодная".Решил князь проверить, правда ли это. Повелел Февронии обедать с ним за одним столом. Отобедали они, и Феврония, как привыкла в деревне, смахнула крошки со стола себе в горсть. Взял князь ее за руку, разжал пальцы и увидел, что на ладони у Февронии - благовонный ладан.

В другой раз пришли к Петру злокозненные бояре и сказали: "Князь! Веемы хотим верно тебе служить, но не хотим, чтобы наши жены служили твоей низкородной княгине. Если ты желаешь быть нашим господином, то избери себе другую жену, а Февронию награди богатством - и пусть идет она, куда хочет".Князь Петр говорит боярам: "Скажите об этом Февронии - и послушайте, чтоона ответит".Пошли бояре к княгине и сказали: "Госпожа! Не хотят наши жены бьггьу тебя в подчинении. Возьми себе богатства и иди, куда хочешь!"Ответила Феврония: "Я исполню ваше желание, если дозволите мне взять с собой то, что мне всего дороже".Бояре не стали перечить, с охотою согласились: "Бери все, что тебе угодно".И сказала Феврония: "Не нужно мне ничего, кроме моего любимого супруга князя Петра".Тут бояре подумали, что ежели Петр откажется от княжеского престола, то они изберут другого князя по своему желанию, и говорят Февронии: "Если Петр пожелаетуйти стобой, то пусть уходит".Когда князь Петр узнал, что надобно ему выбрать между княжеством и женой, то рассудил, что лучше лишиться земной власти, чем пренебречь Божьей заповедью, ибо в Писании сказано, что если кто отошлет от себя безвинную жену иженится на другой, то сотворит он прелюбодеяние.Петр снарядил корабль, взял с собой верных слуг и вместе с Февронией покинул Муром.Целый день плыли они по реке Оке, вечером причалили кберегу ирасположи-лисьна ночлег. Тут князьПетрзадумалсяотом, что же будетсними дальше. Феврония, угадав его невеселые мысли, сказала: "Не кручинься, князь! Бог нас не оставит".Меж тем в Муроме бояре между собой перессорились: каждый хотел быть князем. Началась между ними драка, потом схватились за мечи, многих порубили, а те, кто остались в живых, решили просить Петра вернуться на отчий престол. Выбрали они челобитчиков и послали их вслед за Петром.Вот предстали челобитчики перед князем, низко ему поклонились и сказали: "Вернись, князь!

Молим мы тебя и твою княгиню не гневаться и не оставлять нас сиротами".Возвратились князь Петр и Феврония в Муром и стали жить там в благочестии, соблюдая все Божьи заповеди. Правили они своей вотчиной не яростью, а кротостью, странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, и никто не терпел от них притеснения.Так прошли многие годы. Петр и Феврония состарились и молили Бога, чтобы дал Он им умереть в один день. Велели они сделать двойную гробницу и завещали похоронить в ней себя вместе.Когда почувствовали они, что недолго осталось им жить на этом свете, то приняли иноческий чин в разных обителях. Петр был назван в иночестве Давидом, аФеврония - Евфросиньей.Однажды сидела Феврония в своей обители и вышивала покров для храма. Тут пришло ей послание от Петра: "О, сестра Евфросинья! Хочет душа моя отойти от тела, и жду я только тебя, чтобы умереть нам вместе".Ответила Феврония: "Подожди, господин. Дай дошить мне покров для церкви святой". Оставалось ей вышить на покрове лишь ризу одного святого.Но снова принесли посланье от Петра: "Я умираю, и не могу ждать".Тогда Феврония воткнула иголку в покров, обернув ее ниткой, которой шила.Послала она к Петру сказать, что готова к смерти.Помолившись, в один час предали Петр и Феврония свои души в руки Божьи.Неразумные люди решили пренебречь их завещанием и похоронить порознь, рассудив, что в монашеском чине не подобает лежать им вместе.Сделали для них два гроба и поставили на ночь в соборной церкви. Но утром нашли эти фобы пустыми, а тела Петра и Февронии - в двойной гробнице, которую приготовили они для себя сами.В той гробнице похоронили их вместе возле церкви Рождества Богородицы в Муроме.В1565 году по распоряжению Ивана Грозного над захоронением Петра и Февронии была построена новая каменная церковь.